ИНТЕРВЬЮ С НАТАЛЬЕЙ СЕДЫХ

  • 09 May 2016

Думаю никому не нужно представлять Наталью Седых. Но если кто-то в прошедшие три недели был в Полярной экспедиции или на необитаемом острове, то напомню –Наталья Седых победитель одной из самых трудных многодневных гонок мира Marathon des Sables (MDS ).

MDS это 250 километров по одной из самых жарких пустынь мира - Сахаре. За более чем тридцатилетнюю историю гонки россияне несколько раз поднимались на пьедестал. Прежде всего это конечно барнаулец Андрей ДЕРКСЕН, который побеждал в гонке три раза подряд в 1994, 1995 и 1996 годах. Кроме него из мужчин-россиян никто больше не побеждал в этой гонке. У женщин же, в 1994 году побеждает Ирина ПЕТРОВА , а в 1995 году Валентина ЛЯХОВА, наш прославленный ультрамарафонец, в копилке которой не только золото Чемпионата Мира 1997 года на 100 километров, но и две победы на легендарном ультрамарафоне Comrades (ЮАР).

И вот спустя более чем 20 лет российская бегунья вновь поднялась на высшую ступеньку почета гонки Marathon des Sables. Наталья любезно согласилась ответить на некоторые вопросы.


- Добрый день Наталья! Прежде всего поздравляем вас с победой! Очень болели и переживали за вас, но честно говоря вы не дали ни малейшего повода сомневаться в ваших силах. Скажите пожалуйста, вы когда регистрировались знали, что у вас в соперницах будет столь титулованная бегунья как Натали Моклер или это стало неожиданностью?

- Нет, я принципиально не интересовалась соперницами. Мое дело было старательно готовится и выложится по максимуму . Поэтому мне не важно было, кто приедет составлять мне конкуренцию. На официальном сайте МДС в марте была опубликована статья с презентацией фавориток песчаной гонки с фотографиями и их весомыми послужными списками. Меня туда не внесли. Я нашла свое имя в списке аутсайдеров с пометкой «у этой участницы мало шансов, слишком мало опыта в подобных гонках». Не скрою, статья меня задела, но мне это оказалось только на руку. О том, что в этом году собрался особенно сильный женский состав участниц не упустили возможность отметить и вечером накануне гонки. Я старалась не реагировать на эту информацию и до последнего не интересовалась даже именами соперниц. На финише первого этапа, который я сбегала с отрывом в 17 минут, журналисты спросили меня, знаю ли я , что соревнуюсь с сильнейшими бегуньями трейлов. Я ответила: «Да… но где они?”.

- Какова была ваша тактика в гонке? Менялась ли она по ходу гонки?

- Я знаю свои сильные и слабые стороны, исходя из этого планировала преодоление дистанции. Перед каждым этапом изучала по карте рельеф, и заранее знала, на каких участках я смогу отыгрываться за счет своей скорости.

- А когда вы поняли, что самые смелые мечты сбываются и вы побеждаете в гонке?

- Marathon Des Sables никогда не был моей мечтой. Для меня это просто необычное соревнование, которое я задалась целью выиграть Во время гонки я не летала в облаках, сдержанно и достаточно хладнокровно радовалась лидерству. Все-таки, фактор случайности никто не отменял. Оступиться в горах и разбить коленки о камни, повредить связки- шанс был всегда и у всех, вне зависимости от твоей позиции в рейтинге. И соперница Моклер расслабляться не давала. Она удивила меня на длинном этапе: сороковой км, час дня, солнце печет, впереди сложный горно-песчаный подъем. Слышу тяжелое дыхание за спиной… Она достаточно ровно «утюжила» горы, но я не стала цепляться за ней. Я знала, что в данный момент это будет излишне затратно. Впереди еще 45 км, и я не дам ей далеко уйти. Я была уверена в том, что у меня найдутся резервы бросится за ней в погоню на более удобных для этого участках. Накануне последнего этапа в лагере ходил слух: мало кто верит, что Моклер сможет обыграть у россиянки 25 минут. Тем не менее, я была начеку. В абсолюте после 4 этапа я занимала 11 строчку. Оказалось, что от топ-10 меня отделяло 17 минут. Достаточно немало. Шансы влезть в десятку не велики, но попробовать стоило. На последних 42 км подтянулась: чуть менее 4-ех минут от ТОП-10 MDS. Мне сообщили, что за всю историю Песчаного ультрамарафона ни одной женщине еще не удавалось приблизиться столь близко к абсолютным лидерам. Вроде как, исторический момент!


- Чем бы вы объясните столь высокий результат в прошлом году и победу в этом, на очень специфичном, многодневном, пустынном ультра-трейле MDS? Может быть какая-то особенность, ваша уникальная толерантность к жаркому климату или быстрая адаптация к жаре, что вам дало преимущество над соперницами? И как вы сами оцениваете свой результат с точки зрения опытного спортсмена?

- Никаких врожденных физических особенностей у меня нет. Это может подтвердить мой школьный учитель по физкультуре. Жару не люблю, в бане отсиживаюсь на нижней полке. С точки зрения физиологии, у меня не было преимуществ перед другими участниками. Просто дотошная подготовка перед забегом может значительно снизить риски неудачи на гонке. Да, я моложе своих основных соперниц Натали Моклер и Елизабет Бонс. Но опыта в подобных приключениях у них несравнимо больше, о котором так часто любили упоминать организаторы. 

- Учитывали ли вы опыт полученный в прошлом году на MDS-2015? Что пригодилось, что поменяли, улучшили?

- Замечена тенденция: люди, приехавшие первый раз на МДС возвращаются на следующий год, чтобы исправить свои ошибки и показать лучший результат. Действительно сложно предугадать, что тебя ждет в песках и как твой организм отреагирует на это. В первую очередь, я облегчила рюкзак, обрезав лишние карманы и карабины. Более тщательно подошла к вопросу веса экипировки и питания.


- Многие российские любители бега желали бы принять участие в этой многодневной гонки, но их останавливают некоторые вопросы на которые они не знают ответы. Могли бы вы ответить на часть таких вопросов. Вот например, что касается питания которое, по правилам гонки, вы все несете на себе. Вам кто-то помогал его подбирать? Что оно вообще из себя представляло?

- Вопрос питания достаточно индивидуален. На каком топливе побежит ваш организм – решать вам. Здесь нет и быть не может обязательных к исполнению рекомендаций. Но я отмечу ряд моментов, учет которых поможет избежать неудобств. При выборе продуктов питания следует учесть такие параметры продукта как:

1. Калорийность. Сдав багаж вы остаетесь на полном самообеспечении. Даже если вы можете прожить шесть дней без еды, будьте готовы к проверке рюкзака. По требованиям организаторов необходимо иметь определенный калораж пищи (из расчета 2000 на день, на начало гонки 14000). К последним дням марафона такого понятия как «лишняя еда», как правило, нет.

2. Легкой. Ведь вам ее на себе нести. Путь не близкий, и каждый грамм будет ощутим.

3. Разнообразной. Важный момент. Для восстановления сил между гонками и сохранения работоспособности пища должна быть сбалансирована, то есть представлена оптимальным соотношением белков, жиров и углеводов.

4. Усвояемой. Какой бы не был чудо продукт, важно быть уверенным, что ваш организм может его не только потребить, но и успешно усвоить.

5. Удобной в транспортировке, хранении, приготовлении. Я слышала историю о том, как один из участников взял сало на гонку. Когда оно испортилось, вопрос питания участника лег на плечи команды. Не смотря на то, что вы можете взять с собой котелок, особо кулинарить в пустынных условиях вряд ли получится. Природный материал для розжига костра, в тех окрестностях найти достаточно сложно. Особенно когда в этом заинтересованы еще 1000 человек, живущих рядом.

-А питание на дистанции? Энергетические гели, батончики, солевые таблетки, изотоники, что вы использовали?

- На самой дистанции я потребляю лишь спортивное питание, и только гели. На 40 км – 1 гель, на 84 – 3. Плюсом к этому изотоник и солевые таблетки.

- Мне показалось, что вы бежали без защитных бахил от песка. Как вы решали проблему попадания песка в кроссовки?

- Не верно. Гейтерсы поверх моей обуви были обязательны. Без них я далеко бы не убежала. И я не видела участников, кто их бы не использовал.


- На многодневных гонках наверное второй по важности вопрос после питания, это скорость и качество восстановления, как вы решали этот вопрос в спартанских условиях лагеря?

- Да, этот вопрос был самым сложным. По причине ограниченности времени и привычных источников энерговосстановления. Битва за результат выматывает как физически, так и эмоционально, а тебе на утро снова на старте свеженьким надо стоять. Чтоб скопить силы, я старалась много не разговаривать, вести себя тихо и спокойно, мало двигаться, быть только на позитиве, думать о чем-то добром и приятном. Перед сном смотрела на звездное небо, оно в пустыне необыкновенно красиво.

- А как во время гонки решаются вопросы гигиены? Душ, смена белья или всего этого нет?

- Есть вода. Пусть дозирована, но есть. Треть выданного ресурса после финиша я тратила именно на эти цели. Для женщин предусмотрены были мини-палатки, размером с душевую. Проще всего облить себя в одежде – вроде как и сам помылся, и с одежды соль и пот смыл, и высохнет все на тебе быстро. Носки стирала отдельно, несли при себе маленький кусочек мыла. Вернуть белизну носкам он , конечно, был не в состоянии, однако снизить риск заражения свежих мозолей было, верю, он помогал.

- Чего вам стоила эта гонка? Физически на сколько много она взяла у вас? Я вот читал на страничке Моклер, что у нее проблемы были с левой ногой еще до длинного этапа, что ее лимитировало. А у вас были ли травмы по ходу гонки?

- В период подготовки я особое внимание уделяла вопросу восстановления. Если я сомневалась в возможности отдыха после тренировки, я сбавляла нагрузку. Работала по принципу «лучше недо, чем пере». По сравнению с прошлым годом эту ультра нагрузку я перенесла намного легче, практически не травмировалась. Колени целы, бежалось легко, мозоли не беспокоили. Единственное, что случилось это компартмент синдром передней группы мышц голени на левой ноге. Это случилось из-за недостатка времени для восстановления после длительного этапа. Немного прихрамывала на заключительном этапе при спусках с дюн, и после марафона вкупе с отечностью подвижность голеностопа была резко ограничена. По возвращению домой на фоне отсутствия нагрузки боль ушла, мышцы восстановились. Больше всего отдыха требует нервная система. Однако не позволяю себе уйти в небытие. В России открылся беговой сезон, многие мои студенты стартуют в Москве и Казани. Помимо это пишу отчеты и даю интервью, никому не отказываю.


- Как вы подготавливались к этой гонки? Сколько времени занял подготовительный цикл? Максимальные тренировочные объемы при этом были какие?

- В июне 2015 года было принято решение о моем повторном участии в Marathon Des Sables с целью победы. На тот момент финансовых трудностей не предвиделось, были изысканы необходимые ресурсы финансирования и я, несколько отойдя от работы, наметила себе календарь стартов и учебно-тренировочных сборов. Однако кризис не смог не вмешаться в наши планы, я продолжала работать, недостаточно времени уделяя своим тренировкам, и в какой-то момент встал вопрос: а стоит ли мне ехать, если я не имею возможности привести себя в должную спортивную форму? Это был действительно сложный момент, однако, к счастью, все разрешилось. В январе мой друг Ринат Мустафин – основатель школы I LOVE RUNNING DUBAI, участник MDS 2015 в фэйсбуке как-то спросил меня, не знаю ли я в России тренера по бегу, готового срочно переехать жить и работать в ОАЭ. Перебрав варианты, неожиданно поймала себя на мысли : «Так ведь это я».

Работа в школе и интенсивное освоение английского языка, перевод тренировочных планов занимали достаточно времени. Но у меня была возможность бегать по песку, хотя это был всего лишь пляж рядом с домом, а не пустынные дюны. Все шло достаточно гладко, но в марте в дни контрольных тренировок у меня случился, как заключили врачи, острый срыв адаптации. 2 недели я чувствовала себя разбитой и не способной к физической нагрузке, о беге не было и речи. Накануне вылета в Марокко мне стало лучше, но я боялась предположить каким образом эта ситуация скажется на моей спортивной форме. По факту, мой максимальный километраж в 2016 году в дневнике числился как 120 км. Конечно, это очень мало для старта на многодневке. Но к счастью, этого объема оказалось достаточным для победы в женском зачете с запасом. Однако недостаточным, чтобы закрепиться в абсолюте ТОП-10.


- Вносили ли Вы какую-то специфику в тренировочный процесс? Например, бегали ли вы с рюкзаком? Пробовали ли жить несколько дней во время тренировочного процесса на предполагаемом пищевом рационе гонки?

- Да, всю еду, которую использовала в пустынной жизни , я протестила еще дома. Но это было разовое потребление, просто попробовала- вкусно или нет. Тщательно изучивши состав продукта, этого знания мне было этого достаточно.

- Ну и в конце, о планах. Всех волнуют ваши планы на этот и следующий год. Какие у вас планы? Будете ли пробовать горные трейлы? Где вас можно будет увидеть?

- Интереса к горным трейлам у меня нет, так же как к участии в системе UTMB, не смотря на сумму очков, которая у меня скопилась. Мне гораздо интересней бежать марафон по шоссе как минимум из 2,40. Вот, что меня цепляет, потому что знаю, как это нелегко мне будет добиться. В ноябре прошлого года в Ялте я попробовала себя в скайраннинге на вертикальной гонке Таврида. Мне нужен был этот старт, чтобы научится быстро бежать крутые каменистые спуски на МДС. Прошлый опыт показал, что на подобных участках я начинаю значительно снижать скорость - сказывается моя «стадионная» натура, нет необходимой в этом деле координации, легкости. Важно не бояться травмироваться, свободно перебирать ногами, быстро реагируя на препятствия. Мне крайне сложно было отключить голову, тем более, что после своих набеганных травм я особенно дорожила целостью своих ног.

Какое-то время перед стартом я тренировалась в Крыму, нарабатывая эту самую координацию. И, казалось бы, у меня получилось, я преодолела тот самый психологический барьер. Однако на заключительной контрольной тренировке, несясь со склона, умудрилась рухнуть аж 2 раза, имея не самое мягкое приземление, на камни. Таким образом, на соревновании ступор включился снова. Помимо этого я не подвела себя к старту должным образом, ни физически, ни морально. Причиной тому были личные обстоятельства. Заняла лишь 7 место. Кайфа не словила. Как это ни странно, экстрим отталкивает меня, избегаю любого риска травм.

На МДС Моклер меня обошла именно на таком технически сложном этапе. Но там я отыгралась скоростью. Зарекаться не буду. Кто знает, может и увлекусь подобными стартами. Меня обычно привлекает то, что я не умею, что мне дается непросто. Достаточно легкая на подъем, сама порой удивляюсь, куда меня может занести моя склонность к авантюрам и приключениям. В планах гонки есть, но я пока не буду их оглашать. После МДС запланирован отдых для восстановления, прежде всего, эмоционального состояния. Я пока вдоволь набегалась, но зная себя, это не на долго.

- Спасибо большое за ваши ответы. Спасибо за то, что нашли время. Еще раз вас с победой!